Из истории места

Марьино ущелье находится в Исетском районе Тюменской области, в 7 км к северо-западу от с.Минино, в 4 км к юго-востоку от деревни Ботники. Общая площадь - 26,878 га.

Мифологизация этого места достаточно слабая, и касается она в основном топонимического предания. Во всех рассказах название Марьина ущелья связано с именем женщины и событиями Гражданской войны.

Видимо, самую полную версию происхождения названия приводит исетский краевед Анатолий Лаврентьевич Емельянов. По его предположению, с Марьиным ущельем связана легенда о крестьянке с. Красногорского Марье Степановне.

В годы гражданской войны она стала партизанкой, членом Волревкома, затем - Совета. Погибла Марья в 1921 году. Ее тело нашли в ущелье, позже названном Марьиным: «Сильно, видно, кому-то насолила она, раз на теле насчитали два десятка ран» [Емельянов, 2002. С. 118]. По сообщению информатора А.Л. Емельянова, первоначально Марью похоронили на месте гибели, затем ее прах перенесли «в братскую могилу, что стоит посреди деревни, положили вместе с товарищами, погибшими в эти же зверские дни от рук мятежников» [Полную версию легенды см. в книге: Емельянов А.Л. Очерки истории села Красногорского и его округи. Тюмень: Изд-во Юрия Мандрики, 2002. С. 110-118].

По сведениям сотрудника Исетского краеведческого музея Ю.В. Лиханова, в списке похороненных в братской могиле села Красногорского женского имени нет. В связи с тем, что фамилия Марьи не установлена, мы не можем точно сказать, значилась ли она среди членов Красногорского волостного Ревкома. Список приведен с 9 по 25 ноября 1921 г., в нем такие фамилии: Соловьев, Махалова, Бусыгин, Татаренко, Муравьев, Баясенова, Андреева, Филиппова, Зырянов (председатель волревкома), Четверкин [ГАТО. Ф. Р-667. Оп. 1. Д. 3. Л. 2].

По версии нашего информатора А.Л. Зырянова, Марья - уроженка Красногорского «Марья, муж был командир. Пришли белые, она спряталась в ущелье с дочерью, и кто-то доказал из наших, из нашего селения. Они (белые. - Е.Е.) поехали, там на березу привязали [Марью. - Е.Е.], разорвали. Во как!». Есть еще один вариант, который приведен корреспондентом газеты «Тюменские известия» Л. Киселевой: «Жила в Ботниках семейная пара - Марья и Григорий. Когда началась гражданская война, Гришка ушел воевать с белыми, жена - с красными. Когда белогвардейцы пришли в деревню, Марья спряталась от них в ущелье. Нашли ее там или нет, никто толком не знает, каждый свою концовку предлагает» [Киселева, 2007].

Судя по этим рассказам, скорее всего, легенда о Марье родилась в советское время: «положительный» персонаж Марья выступает за «красных» и принимает мученическую смерть от рук «белых», среди которых мог быть и ее муж-злодей. Легенда о Марье в свое время выполняла воспитательную функцию. Так, в 5 км к северу от Марьина ущелья, в бору располагался пионерский лагерь «Прометей», в котором летом отдыхали ребята. Они регулярно ходили в походы с ночевкой в Марьино ущелье, жгли костры и слушали легенду о Марье. Местные школьники проводили там маевки, их же руками посажены сосны (Об организации памятника природы в Исетском районе).

На то, что легенда о Марье, да и сама эта женщина носит вымышленный характер, указывают многочисленные топонимы, включающие в себя имя Марья: Марьин лог, Марьина роща и т.п. Всеми ими буквально усеяна карта Российской Федерации. А в Белоруссии есть город - Марьина Горка.

Топография источника

Как следует из Положения о памятнике «Марьино ущелье», оно включает в себя следующие объекты и природные комплексы: «ландшафт, представляющий собой фрагмент древней террасы реки Исети с перепадом высот более 60 м, крутыми (до 45°) склонами и глубокими балками; гидрологический объект (родник); древесную, кустарниковую и травянистую растительность, представленную степными и лесными формациями; редкие и исчезающие виды растений и животных, лекарственные растения; археологические объекты (3 курганных могильника и городище)» [Постановление Администрации Тюменской области от 04.04.2005 № 61-пк (ред. от 18.07.2008)].

Марьино ущелье известно четырьмя археологическими памятниками, расположенными на высокой террасе реки Исети и представляющими собой курганные могильники Марьино Ущелье 1, 2, 3 и городище Марьино Ущелье 4 [База археологических памятников Тюменской области. Исетский район].

Марьино ущелье - место, где растут и обитают растения и насекомые, включенные в Красную книгу Тюменской области. Как отмечает биолог П.С. Ситников, один из участников зоо-геоботанического научного исследования Марьина ущелья, «в пределах памятника природы было выявлено около 400 видов высших сосудистых растений, из них 26 редких видов флоры». Кроме того, «это было единственное место в Тюменской области, где официально зафиксированы все 4 сибирских вида венериных башмачков: вздутый (Cypripedium ventricosum), настоящий (C. calceolus), крапчатый (C. guttatum) и крупноцветковый (C. macranton)» [Ситников, 2010].

Марьино ущелье - любимое место отдыха жителей Исетского района. Те, кто приезжают сюда, обязательно делают на память фотографии, запечатлевая себя на фоне поймы реки Исети (видимо, особенно привлекает наших «равнинных» жителей перепад высот). Знают о Марьином ущелье и в других уголках нашего региона. Раньше на сайте «Туристические ресурсы Тюменской области» была размещена информация об экологическом туре «Марьино ущелье»: «"Марьино ущелье" - это одна из особо охраняемых природных территорий Тюменского края, имеющая уникальную флору и фауну. Экологический тур позволяет познакомиться с самым красивым и уникальным памятником природы на юге Тюменской области. Пеший маршрут экскурсии предполагает знакомство с редкими видами флоры и фауны, занесенными в Красную книгу Тюменской области и включает два варианта его осуществления: первый - подъем по крутой тропе на высоту 25-этажного здания; второй - наблюдение со смотровой площадки» [Активный отдых и экологический туризм].

В апреле 2005 года Марьино ущелье почти полностью выгорело из-за костра, разведенного «дикими» туристами. Пожар, хоть не такой сильный, как первый, повторился в 2008 году [Ситников; Ситников, 2010]. До сих пор видны следы пожара: на его склонах возвышаются уродующие окрестности стволы обгоревших деревьев со следами копоти. Видимо, санитарную зачистку этого места никто не проводил. Как отмечает П.С. Ситников, «восстановление эстетического вида памятника природы будет продолжаться несколько десятков лет» (2010).

Однако в Марьино ущелье приезжают не только ради любования природными красотами, но и для того, чтобы завязать ленточку на дереве около родника, а также к самому роднику. Родник просачивается из небольшой щели у самого основания террасы. Сейчас он представляет совсем маленький ручеек. Вода течет по почти плоскому руслу внизу балки, скорость ее невелика. На микровозвышенностях вода застаивается, есть тина. Чуть дальше от выхода воды на поверхность русло ручейка сужается примерно до 20-30 см, становится чуть глубже и далее идет в лес - заболоченный березняк. Вот как описано это место в кадастре особо охраняемой территории «Об организации памятника природы в Исетском районе»: «У подножия террасы в пределах ООПТ имеется источник, вода из которого стекает в заболоченный телиптерисово-мниевый березняк. Доминантом первого яруса здесь выступает береза пушистая с примесью осины 12-15 м высоты, IV-V классов бонитета. Подлесок представлен разреженными зарослями черемухи птичьей, ивами пепельной и трехтычинковой, крушиной ломкой и калиной. Кустарниковый ярус состоит из смородин черной и красной, шиповника иглистого. В травяном ярусе преобладают папоротники: телиптерис болотный, щитовники шартрский и гребенчатый, кочедыжник женский с примесью болотного разнотравья: лютиков длиннолистного и золотистого, вороньего глаза, таволги вязолистной, тростника южного. Почвы покрыты зелеными мхами. Здесь обнаружены 2 вида из семейства орхидных, подлежащих охране: дремлик болотный Epipactis palustris (L.) Crantz. и тайник яйцевидный Listera ovata (L.) R.Br.».

В последние годы ключевая вода стала застаиваться, в то время как еще в 2005 году, по воспоминаниям тюменского археолога С.В. Берлин, вода была лучше. Это связано, по ее мнению, с понижением уровня грунтовых вод. Как нам рассказала информатор К.И. Латышева, в Марьином ущелье есть еще один родник, но о нем знают только «местные». Он выходит из земли немного подальше от первого источника, возле него растут березы. Вода там такая же чистая, хорошая, как в этом, всем известном роднике.

Жители села Красногорского, кто помнит эти места, рассказывают, что раньше родник называли Веденеев колодец, по имени Веденея Санчука, который «охотничал» в этих местах. В Марьином ущелье даже стояла его избушка. По одной из версий, рассказанной О. С. Филипповой, именно в этой «охотничьей избе» жила Марья, по имени которой названо ущелье. К.И. Латышева видела эту избушку примерно в середине 1950-х годов. Вспоминает ее и А.Л. Емельянов в книге, посвященной истории села Красногорского и его окрестностей (2002. С. 111). Сейчас строения нет: его изломали. Так как местность здесь довольно крутая, то раньше, для удобства, к колодцу с высокой террасы была сделана лестница (видимо, в виде углублений в склоне для ступеней). Скорее всего, она была устроена самим Веденеем. Лестницей охотно пользовались и те, кто из села Красногорского косил в этих местах траву для личного подсобного хозяйства. К.И. Латышева помнит, что в низине было много сырых груздей.

Сам Веденеев колодец был окружен плетнем. Вода в нем была чистая, хорошая. Когда косили траву, ее брали для питья. Огороженным колодец стоял много лет. Сейчас следов от плетня не осталось. Родник с одной из сторон обнесен плоскими, поросшими мхом и утоптанными в землю, камнями. Уже после пожара ими были облагорожены подступы к роднику Исетским лесхозом [Ситников, 2010]. Его глубина - примерно на одну ладонь (на более ранних фотографиях, выложенных в Интернете, ямка глубже). На выходе родника из земли, на песчаном островке стоит небольшая керамическая статуэтка петуха, покрытая разноцветной глазурью (возможно, сейчас ее уже нет). Рядом с родником на нескольких деревьях повязаны ленты, тряпочки самых разных цветов и различного назначения. По информации С.В. Берлин, проводившей здесь археологические раскопки, в 2000 году «веревочек» на этом месте не было, в 2004 году они уже висели.

Здесь можно увидеть: платочки, капроновые нитки, шнурки от сотовых телефонов, тесьму, фантики, салфетки, бинты, веревки, различные шнурочки, георгиевские ленточки, лоскутки от марли, гигиенических салфеток, вафельных полотенец, косынок, носки, лейкопластырь, шапочку для закрывания волос, капроновые чулки и др. Все это привязано в основном к двум растущим рядом с родником невысоким раскидистым кустарникам черемухи.

Интересно, что один из кустарников примыкает к стволам двух деревьев - осины и березы, видимо, обгоревших во время пожара. Думается, это имеет символическое значение с учетом той аудитории, которая посещает Марьино ущелье, и той цели, которую она преследует. Обращает на себя внимание, что кустарники, к которым привязаны лоскутки, разветвленные, а сами лоскутки и прочие артефакты или белые (реже - голубые, розовые), или черные (таких меньше). Лоскутки привязаны узлом, реже - бантом, причем вплотную к веткам или стволу кустарников.

Паломничество к источнику

Существует определенный ритуал пребывания на Марьином ущелье, помимо почти обязательного фотографирования. В принципе, даже тот, кто в первый раз посетит это место, может реконструировать его элементы: раз есть вода - нужно ее испить, раз есть ленты - нужно повязать свою.

На Марьино ущелье приезжают небольшими компаниями - семейным кругом или с друзьями. Здесь, в отличие от религиозного календаря и календарных праздников, важен не конкретный день, а теплое время года - поздняя весна, лето, ранняя осень.

Большинство из наших информаторов отметили, что воду из родника никогда не считали святой или целебной. Надо отметить, что об этом говорили люди пожилые. Однако мы располагаем сведениями, что некоторые считают ее лечебной. Эту информацию озвучили молодые люди - школьники старших классов, студенты. Видимо, отношение к воде связано именно с разным возрастом информаторов и мифологизацией Марьиного ущелья, произошедшей под влиянием новых знаний, современной культуры. Возможно, существовала потребность в сакральном ландшафтном объекте, который удовлетворял бы актуальные духовные потребности определенной возрастной группы. Ни один из информаторов не связывает особенности почитания этого места с той или иной конфессией, не считает его святым (вода здесь лечебная, но не святая). Его сакральность обусловлена иными причинами.

При посещении Марьиного ущелья у родника загадывают желание, а после этого к веткам и стволам близлежащих деревьев и кустарников или просто на палочки, лежащие недалеко от него, привязывают ленточку или то, что может ее заменить. Сейчас, повязывая ленточку, загадывают желание. Раньше, как рассказала З.И. Бучаева, которая в 1960-е годы вместе со своими учениками ходила в Марьино ущелье, ленточки привязывали «в память о себе». Интересно, что тогда ребята привязывали и пионерские галстуки. А.Л. Емельянов также отмечает, что «пионеры в знак уважения и памяти погибших когда-то повязывали красные галстуки на старых березах, возле которых, говорят, была убита Марья» (2002. С. 110-111). Некоторые бросают в родник мелочь (при визуальном осмотре монет я не обнаружила; быть может, их заносит песком или, что вероятнее, их собирают). Информатор О.С. Филиппова (1993 года рождения) затруднилась определить, с какой целью это делается.

Таким образом, «силой», исполняющей желания, обладает скорее не вода из родника, а привязывание ленточек. Возможно, уместно говорить о взаимовлиянии и поддержке сакральности места обоими объектами. Скорее всего, если бы родник был полноводным, вода играла бы большую роль при посещении Марьиного ущелья. По крайней мере, воду набирали бы и увозили с собой (как на других источниках). В настоящее время той воды, которая вытекает из родника сейчас, хватает лишь на то, чтобы умыться ею и испить несколько глотков.

Ленты на источнике

Причин, почему в Марьином ущелье осуществляются именно вышеназванные ритуальные, по сути магические, действия, и почему основная целевая аудитория этого места - молодежь (дети, подростки, молодые люди, тридцатилетние), думается, может быть несколько.

На повязывание ленточек к дереву не исключено влияние легенды о Марье: ее привязали к дереву - березе. Вообще повязывание ленточек не характерно для комплекса ритуальных действий, связанных с почитанием водных источников Тюменской области. Однако все обследованные нами водные объекты так или иначе связаны с религиозной обрядностью, где есть или были свои атрибуты почитания, в частности, иконы, свои легенды с глубоким религиозным смыслом. Ни одной подобной истории, похожей с историей Марьина ущелья, нами не зафиксировано.

Быть может, традиция повязывать ленточки или пионерские галстуки в середине XX века трансформировалась в современные формы, и таким образом можно говорить о преемственности обряда.

Не исключено и то, что эта особенность паломничества в Марьино ущелье может быть объединена с обрядом проводов в армию. З.И. Бучаева рассказала, что раньше, когда провожали в армию, на столб, к которому крепятся ворота, или прямо к дому обязательно привязывали носовые платки на память о солдате. Эта традиция бытовала раньше во многих районах юга Тюменской области. В некоторых населенных пунктах она жива и по сей день. Например, в селе Викулово Викуловского района, по моим наблюдениям, на отдельных домах можно увидеть сильно выцветшие или недавно повешенные носовые платки (2010 г.). На окраине села Рябово Викуловского района росла «солдатская береза» (т.е. рекрутское дерево) - к ней друг новобранца привязывал ленту. В местном клубе была ветка с 12-тью «солдатскими» платками. К дому платок новобранец приколачивал сам (информатор С.В. Лозиков). Отметим также, что и пионерские галстуки, и «солдатские» платки повязывались «на память».

Поддержанию «молодежного имиджа» этого места способствует археологический лагерь «Исидон», основные участники которого - старшеклассники школ Исетского района, проводящие раскопки под руководством тюменских археологов (тоже молодых) в окрестностях Марьина ущелья и на нем самом.

В контексте Марьина ущелья нельзя пройти мимо такого явления, как почитание деревьев, символизирующих и удовлетворяющих разные потребности человека. Самые известные из этих объектов - дерево целей, дерево желаний, денежное дерево, дерево жизни, дерево счастья, дерево любви, свадебное дерево (дерево молодоженов). Можно говорить как о «реальных» (которые могут быть символическими), так и о «виртуальных», «произрастающих» в сети Интернет, деревьях желаний. На одном из них, дереве любви, оставляют признания. Создатели сайта сообщают: «Дерево любви предоставляет возможность признаться в чувстве другому человеку, не портя при этом окружающую обстановку, и сделать это красиво, современно и изящно, посредством размещения на "Дереве Любви" иконок в виде сердечек, ленточек, фруктов, смайликов, замочков (выделено мной. - Е.Е.) и других графических элементов» (Дерево любви). На «Дереве желаний» «растет» 8 «больших» ветвей и множество «маленьких» веток. Самая первая - «ветвь глобальных желаний»», другие ветви: «ветвь любви», «ветвь недвижимости», «ветвь средств передвижения», «ветвь путешествий и отдыха», «ветвь пожеланий счастья и всяческих успехов», «ветвь горя и бед», «ветвь всяких желаний» (Дерево желаний).

К «реальным» «деревьям» обращаются с просьбой, «закрепляя» ее приношением какого-либо предмета, причем особенно - по степени частотности - выделяются лоскутки (ленты) и замки, которые завязываются на узел и закрываются на ключ (ключи принято выбрасывать в воду). Если говорить о внешнем облике таких деревьев, то все они - разветвленные, с большим количеством листьев. Таковы и кустарники с лентами на Марьином ущелье.

Обратимся к ближайшему географическому контексту. В Тюмени на «Аллее молодоженов» (открыта в 2003 году) лентами украшена арка - их привязывают молодожены «на счастье». На «Мосту влюбленных» (вантовый мост через р. Туру, назван так в 2003 г.) молодожены крепят замки, а ключи выбрасывают в Туру, «чтобы не расставаться никогда» (Мост влюбленных (г. Тюмень)). У посетителей моста существует мнение, что если здесь загадать желание, то оно сбудется. По сути, решетки моста выполняют здесь (и во всех похожих местах) роль ветвей дерева, а замки функционально идентичны лентам.

В Ишимском районе территория памятника природы регионального значения «Ишимские бугры - Гора Любви» посещается в день свадьбы молодоженами, которые привязывают к двум высоким березам, стоящими рядом с обрывом, разноцветные ленты на память о себе [Гора любви в Синицинском бору под Ишимом; Постановление Администрации Тюменской области от 04.04.2005]. Считается, что на «Дерево Любви» ленту должен привязать свидетель и как можно выше, чтобы отношения были крепче (Киселев), жизнь была счастливее (информатор Н.С. Головина). Этот обычай существует, по данным нашего информатора Н.С. Головиной, с середины 1990-х годов, т.е. сравнительно недавно.

Привязанные ленты в Тюмени (на «Аллее молодоженов») и в Ишиме самого разного цвета: красные (их больше всего), белые, голубые, зеленые, желтые, оранжевые и др. Единично встречаются ленты черного цвета. На некоторых из них подписаны дата свадьбы и имена молодоженов. Ленты в основном из атласной материи или шелка. На березах под Ишимом и на арке в Тюмени прикреплено несколько замков (они крепятся на цепи, которой обвязаны стволы деревьев). Также на них можно увидеть и другие предметы: подкову, лазерный диск, цветы из флористической ленты, наручники, цепь. На некоторых ленточках дополнительно завязаны узелки.

По данным П. С. Ситникова, в последние годы в Марьино ущелье, а именно к роднику, «стали частенько наведываться молодожены Исетского района. Они создали там свое "дерево счастья", увешав его яркими ленточками» (Ситников). Научный сотрудник Исетского краеведческого музея Н.С. Прокоп отмечает, что ленточки молодожены на этом месте не повязывают. Заметим также, что привязывание ленточек или закрепление замков связано с обязательным фотографированием на их фоне, будь то в Тюмени, под Ишимом или Марьином ущелье.

В целом все перечисленные деревья (реальные, живые и символические) можно отнести к обрядовым деревьям, которые традиционно украшали. Некоторые перечисленные ниже предметы можно встретить на названных деревьях и в наше время: «обматывали ствол другой зеленью или соломой, привязывали к веткам или вешали на них цветы (живые и искусственные), веники, яичную скорлупу, мелкие хлебные изделия, плоды, фрукты, овощи; ленты, бусы, полотенца, предметы женской одежды, пряжу, лен; на верхушку могли помещать куклу, флягу с вином, корзину с пищей и т.д.» [Агапкина и др., 1999. С. 74].

В традиционной культуре восточных славян ленты, а также деревья, ветки непосредственно были связаны со свадебным обрядом и девьей (девичьей) крáсотой - материальным символом невесты. В монографии Г.В. Любимовой «Возрастной символизм в культуре календарного праздника русского населения Сибири. XIX - начало XX века» приводятся примеры предметного воплощения «девьей красоты» в указанном регионе. Она отмечает, что, помимо связанных с прической или головным убором, «существовали иные формы, восходящие к образу дерева <…>: это могло быть либо настоящее деревце, украшенное бусами, цветами и лентами (выделенной мной. - Е.Е.), либо предметы, являвшиеся его символами, - ветка, веник и даже обычная палочка (ср.: в свадебном обряде "красотой могла быть палочка с прикрепленными к ней лентами и бумажными цветами" <…>. По словам белорусских переселенцев, проживающих ныне в Маслянском районе Новосибирской области, "подруги на девишник приносили елку (елец, ельчик), украшенную цветной бумагой и лентами; невеста всю свадьбу сидела под елкой, а девки со свашками пели <…>"». Подобным же образом украшали и березовый банный веник, который играл роль «ритуального деревца» [2004. С. 69-70].

Помимо свадебного дерева, известно и Троицкое дерево, о котором на материале Тюменского уезда писал Н.А. Городцов. Так, в начале XX в. в троицкую неделю девушки наряжали березку: березку с раздвоенной вершиной «срубают и отсѣкают от нее лишние сучки; развилины ее сгибают в форме жгута или обычного венка; это делается для изображения головы березки. Поперек березки привязывают палку, или же на ней отводят два противоположных сучка для рук. Затем на голову березки надевают головной убор: кокошник, сетку или платок; в верхней части на березку надевают кофту, а в нижней - юбку и фартук; шею березки украшают монистами и бусами; кроме того, голову березки украшают лентами (выделено мной. - Е.Е.) и полевыми цветами. Когда березка готова, тогда под юбку березки подлезает девочка-подросток, лет 10-12» [1916. С. 6].

В целом свадебное дерево (или его эквивалент) представляет собой, по наблюдению И.М. Колесницкой и Л.М. Телегиной, «символ плодородия и благополучия» [Любимова, 2004. С. 72]. Думается, в основном именно такие мысли посещают молодоженов (и других заинтересованных лиц) во время обряда завязывания ленточек на дереве счастья.

Свадьба - это особая церемония, «сопровождающая переход из одного состояния в другое, из одного мира (…) в другой» (А. ван Геппен, 2020. С. 15). Непосредственное отношение этот обряд имеет к границе, обозначающей переходное состояние жениха и невесты. Не случайно ленты и замки вешают не только на свадебных деревьях, но и на границах: Европы и Азии, Урала и Сибири. Так, на границе Урала и Сибири (Пермской и Тобольской губернии соответственно), проходящей по реке Межнице (административно с XVIII века), можно увидеть скамью и навес над ней. Эта конструкция увешана цветными лоскутками ткани, в том числе свадебными лентами (с именами молодоженов). Примечательно, что рядом опять-таки есть выход родниковых вод, стекающих по трубе в речку.

Традиция повязывать ленты (материю) характерна для разных этносов, придерживающихся разных религиозных взглядов. У хантов существует обычай на «женских» святых местах к веткам деревьев повязывать лоскутки ткани с завернутой внутрь монеткой. На священной березе в археологическом музее-заповеднике на озере Андреевское ханты и манси, проживающие в городе Тюмени, или гости города также повязывают лоскутки ткани (информатор сотрудник музея И.Е. Довгулевич).

Наконец, ритуальное привязывание ленточек и загадывание желания - результат влияния современных медиакультуры и издательского бизнеса с их гипертрофированным вниманием к магии, оккультизму, экстрасенсорике, шаманизму и прочим практикам, прикоснуться к которым в массовом обществе может каждый.

Итак, целевая аудитория - молодежь - определяет характер почитания Марьиного ущелья, обрядовое поведение на нем.

Силой и средством, исполняющими желания, обладает не столько вода из родника, что свойственно для прочих почитаемых источников, сколько привязывание лент. Эта обрядовая практика и та роль, которую она выполняет, соприкасается с сущностью понятия религиозности, входит в его круг, в том числе через веру в «возможность магического воздействия на предметы и явления мира» (Панков). Повязывание лоскутков - это есть магическое воздействие на некие высшие силы, «изложенное» в вербальной и акциональной форме.

Елена ЕРМАКОВА,
кандидат филологических наук,
доцент Тюменского государственного университета,
г. Тюмень

(первоисточник)

Как доехать до Марьиного ущелья?

На автомобиле ехать из Тюмени на юг до села Исетского. Переехав по мосту реку Исеть повернуть налево. Примерно через 9 километров в поле уходит грунтовая дорога, ведущая к Марьиному ущелью. Также есть дорога от деревни Красногорское. На общественном транспорте можно доехать на автобусах: от Тюмени или Кургана до Исетского, затем от Исетского до деревни Красногорское. От деревни пешком до ущелья